Младшая группа ОКУ "Елецкий СРЦ" . Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. ( А.С.Макаренко)
Доклад: «Формирование ценностных ориентаций у детей»
Доклад: «Формирование ценностных ориентаций у детей»
Кириченко Оксана Владимировна
Доклад: «Формирование ценностных ориентаций у детей»
Подготовила воспитатель: Кириченко О. В.
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентации ребенка, его нравственного облика продиктована социальными запросами, формирования у него патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления. В формировании личности, её ценностных установок необходимо учитывать возрастные периоды.
Возраст до трёх лет требует со стороны родителей и близких любви к ребёнку, способствующей запечатлеванию доверия к миру, другим людям. Дошкольное детство (от трех до шести лет) - этап воспитания в характере привычек делать добро, быть милосердным, правдивым, возникновения ценностных ориентации.
Главным качеством шести - семилетнего ребенка является осознание себя как субъекта переживания; радости, печали, тревоги, успеха, мечты и желания зависят от деятельности, активности детей. Чувственно- эмоциональные качества личности является универсальными компонентами в становлении характера, и сохраняются в дальнейшем во взрослой жизни. Младший школьный возраст (семь - десять лет) является периодом ученичества, способствующего формированию творческих способностей личности. Представления о себе, отношение к себе, своему «я» изменений себя и развитии способностей и т. д.
Младший школьный возраст в жизни ученика является началом основного ответственного периода для воспитания патриотизма, гражданственности. Развитию патриотического сознания, патриотических чувств, убеждений, навыков патриотического поведения способствуют:
ориентация на отечественную литературу;
разработка системы формирования нравственных качеств - личности, включение в учебно-воспитательную работу не только школы, родителей, но и в большей мере созданного благоприятного социума, который бы предотвращал источники, способные спровоцировать учащихся на асоциальные проявления;
дополнительное дидактическое обеспечение учебниками;
активная поисковое- исследовательская краеведческая деятельность, которая позволяет ученику познавать и усваивать истинно человеческое, познавать себя как самоценного человека, созданного для людей, себя, природы, добрых дел,- обогащения жизни, приумножения богатства своего края; проявлять свою истинную индивидуальность, сочетая личные интересы с общечеловеческими.
Прежде чем обратиться к проблеме формирования достоинства, необходимо определить нравственно-педагогическую сущность этого понятия. Оно отражает один из важнейших видов моральных отношений человека – его отношение к самому себе как социально значимому существу.
Достоинство - это социально-психологический конструкт в личностной структуре человека, рождающийся в процессе формирования его отношения к себе как носителю сущностных качеств, таких как разум, мораль, способность к деятельности.
Педагогический процесс формирования достоинства личности школьника
включает в себя: формирование образа Человека; формирование отношения к
Другому человеку.
Достоинство - интегративное образование личности. Организация целенаправленного содействия развитию достоинства состоит из этического базового элемента «отношения к Другому человеку», осмысления системы ценностей своего духовного мира и позитивной деятельности как взаимодействия с миром и преобразования мира.
Из данного определения вытекают важнейшие признаки достоинства личности.
К ним следует отнести:
а, наличие у человека совокупности качеств, которые определяют его социальную значимость;
б, осознание и объективную самооценку человеком своей принадлежности к «человеку» как таковому и проживание на этой основе чувства самоуважения;
в, осознание своего индивидуального «Я», как носителя достоинств и меры персонального влияния на окружающую жизнь;
г, признание значимости других людей для собственной жизни и проявление безусловного уважения к ним;
д). отражённое в индивидуальном сознании уважение окружающими людьми «Я» человека как признание его достоинств и адекватное данному признанию общественное мнение.
Единая программа воспитания помогает педагогам выстраивать воспитательный процесс как логическое восхождение по уровням достоинства от возраста к возрасту. Организуя жизнедеятельность ребёнка в соответствии с социальными нормами, педагог обязательно направляет внимание на их значение и личностный смысл, указывая на последствия внедрения их в жизнь человека.
Практика показала, что когда мы фокусируем своё внимание на воспитании у ребёнка человеческого достоинства, наши профессиональные успехи в решении этой задачи сказываются в формировании многих положительных и устранении отрицательных качеств у воспитанников, поскольку утверждение человеческого достоинства предполагает совершение нравственных поступков, не позволяющих человеку поступать ниже своего достоинства. В этом смысле понимание собственного достоинства является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью.
Как может педагог помочь ребёнку обрести и развить в себе это чувство?
Эффективны игровые методики, предоставляющие школьнику возможность проигрывать роли своего «Я» и другого «Я». Например, игра «Будь я на твоём месте», где один субъект сообщает другому о своих проблемах (их можно вообразить, придумать, играя заведомо роль Другого, а второй субъект, произнеся «Если бы я был на твоём месте.», проецирует выходы из
сложившейся ситуации.
Можно использовать и общеизвестную методику рисунка - прекции «Где располагается моё «Я»?
Осмысление ценности человека как природного и социального феномена возможно при достаточно развитом мышлении школьника.
Планируемые знания и умения становятся основанием для формирования общего ценностного отношения к человеку вообще как некоему феномену. Это ценностное отношение проявляется через:
интерес к человеку во всех формах его жизни;
сочувствие человеку в его судьбе и ходе жизненного пути;
содействие благу человека в процессе его жизни;
признание ценности человека как наивысшей личностной ценности.
Процесс по формированию достоинства личности школьника помогает педагогам решать задачу воспитания и развития личности, способной строить жизнь, достойную человека.
Основные принципы общения с детьми.
Выражение лица - максимально доброжелательное, приветливое, тёплое.
Тон голоса в разговоре с ребёнком - предельно доброжелательный, тёплый в
любых ситуациях.
Старайтесь:
не говорить с иронией и насмешкой;
не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
не ругаться и не кричать на ребёнка;
всегда быть с ребёнком доброжелательным, вежливым;
не торопить и не подгонять ребёнка;
- как можно чаще, несмотря на все проблемы, высказывать одобрение,
хвалить, и не только за что-то, а потому, что он - ваш ребёнок.
23 ноября 2016 в 16:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.