Младшая группа ОКУ "Елецкий СРЦ" . Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. ( А.С.Макаренко)

Тема доклада: « Теоретические основы коррекционно - развивающей работы с детьми»

 Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействию развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала. Ведь мы все знаем, что любые знания, навыки детьми усваивается лучше всего  в игре. Развивая с помощью игры память, внимание, воображение, мы, взрослые, способствуем лучшей адаптации ребенка в детском коллективе и обстановке. Правильно подобранные игры и игровые упражнения  помогают в развитии ребенка. Под этим развитием подразумевается и уверенность в себе, и способность управлять эмоциями, и быстрота реакции, и повышение коммуникабельности. В своей работе ,я использовала игровую программу по развивающей игре. Игра является частью общечеловеческой культуры. Она развивает, социализирует, развлекает, дает отдых. Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира. И поскольку игра призвана готовить детей к взрослой жизни, издревле в нашей традиционной культуре ей придавалось важное значение.

Играя, дети постигают нормы поведения. Овладевая определенными навыками, они учатся взаимодействовать со взрослыми и с детьми, разрешать трудные жизненные ситуации.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском коллективе и во время адаптации в школе.

В работе с агрессивными детьми используемые игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева. Неделин Максим, Якунины Артем и Захар -в индивидуальных играх они становятся ласковыми, в коллективных проявляют агрессию.

Необходимо тогда им создать атмосферу непосредственно-эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я».

В работе с гиперактивными детьми,(Шишоркина Дарина, Неделин М . Якунины.) необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: сначала привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.

Всякая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.

В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции.

В работе по этой используются следующие методы и приемы:

1. дидактические игры;

2. подвижные игры;

3. сюжетные игры;

4. игры для развития коммуникативных навыков;

5. игры для развития мелкой и общей моторики;

6. игры для развития творческих и интеллектуальных способностей;

7. игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе;

8. словесные игры.

9. загадки;

10.  релаксационные упражнения.

Предназначение любой игры – развитие ребенка физически, интеллектуально, психологически.

В процессе игры дети не только познают мир, но и знакомятся с человеческой психологией, что происходит благодаря общению и взаимодействию.

В играх стараемся научить ребят использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Научить оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, контролировать свои действия в игре.

Любая игра помогает ребятам в развитии речи: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение. Почти все дети уходя от нас ,приобретают богатый словарный запас. Приведу пример игр из программы.

1.Игра «Избушка». Цель: Развитие диалогической речи, согласованности движений с речью.

2. Игра «Доброе животное».Цель :Развивать умение действовать в соответствии с правилами игры. Развитие рече-двигательных навыков.Помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

4.Игра «Прогулка с компасом». Формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций.Формирование у детей чувства доверия к окружающим. 12-15 мин.

5.Игра«Найди свой цвет».Цель: Развитие внимания, связной речи, ориентировки в пространстве.

6.Игра.«Для чего нужен предмет? »

Цель: Развитие сообразительности, активности мышления. Закрепить умение классифицировать предметы.

7.Игра «Бумажные мячики». Активизировать мыслительные процессы, развивать память, внимание. Снизить беспокойство и напряжение. 12-15 мин.

8.Игра:«Какое время года? »Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности, снятие напряжения

Программа занятий данного блока состоит из 18 занятий .Занятия проводятся в первой половине дня, 1 раз в неделю, что очень удобно для нас Программа предполагает работу с группой .Каждое занятие продолжительностью 20 минут.

Методологической основой данной программы являются идеи Л. С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников. По определению Л. С. Выготского «Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С её помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие».

9 ноября 2016 в 22:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.