Младшая группа ОКУ "Елецкий СРЦ" . Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. ( А.С.Макаренко)

Доклад « Нравственное поведение дошкольников».

 Дошкольный возраст - особо ответственный период воспитания ребенка является возрастом первоначального становления личности. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Дети постоянно сравнивают себя со взрослыми, стараются подражать им и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, своих способностях и возможностях, чертах своего характера и человеческих качествах.

Мною было проведено обследование, которое выявило взаимоотношения детей в процессе общения со сверстниками, со взрослыми, и младшими детьми. Для этого провела:

тестирование  «Что значит быть воспитанным» .

При проведении теста «Что значит быть воспитанным» ребенку предлагалось ответить на вопросы-предложения: «Быть хорошим - это. », «Кто и почему нравится? » и т. п. В результате обследования выяснила, что содержание вопроса «Быть хорошим это. » дети раскладывают на такие ответы как «слушаться взрослых», «не обманывать», «не быть жадным». Такие ответы отмечаются почти у всех детей. А на вопрос «Кто и почему нравится» дети отвечают «все знает», «слушается всех, спокойный», «не ломает игрушки», «хорошо ведет себя на занятиях».На основе ответов детей , подобрала темы занятий.

- «Моя мечта», «Какой Я»423bd6ab32deea7a44f3ccc622f06a7e.jpg

Ряд занятий я посвятила беседам о дружбе. Вместе с детьми мы выяснили, что такое дружба, что значит хорошо дружить, что можно сделать для друга, товарища.

Разработала темы праздников и развлечений:

«От всей души», «День рождения - большой праздник», «День пожилых людей», «День победы» и др.,

Организовывала экскурсии к памятнику погибших воинов..

Ежегодно накануне 9 Мая, мы с детьми приходим к памятнику погибших воинов и возлагаем цветы. Это стало доброй традицией .

Разработала тематические занятия по изодеятельности:

- «Мы мальчики и девочки», «Мой лучший друг»,

«Цвета радуги», «Портрет моего друга», «Любимая игрушка

моего друга», ручной труд «Подарок моему другу» и т. д.

Подобрала к этим разделам игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические;

- театрализованные;

- подвижные: «Веселый хоровод», «Курица и цыплята», «Карусели»,

«Вспомни имена своих друзей», «Найди свою пару» и др.

Проводя беседы о дружбе, товариществе, взаимопомощи, ответственности, дети знакомились с произведениями: «На льдине» Б. Жидкова, «Вовка - добрая душа» А. Барто, «Друзья познаются в беде» С. Михалкова, «Фантазеры», «Про репку» Н. Носова.

Немаловажное значение уделяла знакомству с моральными чертами характера на конкретных примерах из жизни с помощью героев сказок

(«Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др, стихотворений (А. Кондратьева «Добрый день», З. Мошковская «Вежливое слово», «Жадина», )

Обыгрывая венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка», дети обсуждали такие черты как жадность и щедрость; трудолюбие и лень в английской народной сказке «Три поросенка» и в русской народной сказке «Морозко»; аккуратность и неряшливость в сказках К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».

Как правило, дети хорошо знают правила поведения. Но не всегда их выполняют. Например, прослушав сказку Ш. Перро «Золушка» и русскую народную сказку «Иван-Крестьянский сын и Чудо-Юдо», дети называют положительные черты характера Золушки и Ивана, находят отрицательные черты у ее сестер и братьев Ивана. Когда детям после прочтения сказки задаешь вопросы: «Кто вам больше всего понравился и почему? » или «На кого бы вы хотели быть похожими? », «Кто вам не понравился в этой сказке? », «Поступали вы когда-нибудь также? », то все дети отвечают, что они хотят быть похожими на положительных сказочных героев и стараются совершать как можно больше хороших поступков.

Знакомя детей со сказкой, стихотворением, рассказом, мы выделяли положительные и отрицательные поступки, черты характера героев, определяли свое отношение к ним. Читая художественные произведения, акцентировала внимание ребят на эмоциональные переживания персонажей, которые попадают в беду или нуждаются в помощи, побуждая детей сопереживать героям.

Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально - чувственно осознавать нравственные нормы и ценности и выражать свое отношение к ним.

Чтобы дети получили дополнительные знания и умения о поведении в общественных местах, на улице, о культуре общения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, хочу организовать в своей группе кружок «Ступеньки нравственности».

Работа по воспитанию положительных взаимоотношений требует ежедневного подкрепления, большого внимания, выдержки и честности, справедливости со стороны воспитателя.

В своей работе с детьми педагоги должны занимать следующие позиции:

позицию тьютора (помощника, советчика, сотворца)

Кроме того, ребенку необходимо предоставлять свободу выбора:

партнера;

места деятельности;

материала;

способов деятельности;

видов деятельности;

результата деятельности.

Только при выполнении всех этих условий будет виден успех.

Я могу сказать, что дети в моей группе стали спокойнее, дружнее, внимательнее друг к другу, атмосфера в группе стала доброжелательной. С большим вниманием дети относятся к взрослым и своим товарищам, они всегда подают стул пришедшему к ним в группу взрослому. Стали вежливее общаться друг с другом и с взрослыми. В играх умеют самостоятельно распределять роли, оценивать сверстников по деловым качествам, в основном, все стали играть дружно, договариваться между собой.

Я стремлюсь к тому, чтобы каждый мой воспитанник, кем бы он в будущем ни стал, стремился жить честно и достойно, чтобы мне было бы не жаль ни одного дня, ни всей своей жизни, отданной детям. Я стремлюсь, чтобы строки:

«Без памяти - нет традиций,

Без традиций - нет культуры,

Без культуры - нет воспитания,

Без воспитания - нет духовности,

Без духовности - нет личности,

Без личности - нет народа»

остались в сердцах моих детей.

Я очень хочу, чтобы моя любовь согрела детские души в трудные минуты жизни; нравственные качества, привитые мною, мои знания, опыт помогли моим воспитанникам стать достойными.

Эту работу я буду продолжать и в дальнейшем.

9 ноября 2016 в 20:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.