Младшая группа ОКУ "Елецкий СРЦ" . Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. ( А.С.Макаренко)

Занятие "Добро и зло "

13 ноября [чт]

                                                  Занятие "Добро и зло "

   Провела воспитатель : Кириченко О.В.

 

Цель: формирование четких представлений о добре изле.

Задачи:  

развитие способности делатьдобро, которое может противостоять злу;

развитие умениясопереживать окружающим людям, лучше понимать   их чувства, мотивы ихповедения;

развитие мышления на основеупражнений в анализе-синтезе;

воспитаниедоброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: Цветик-семицветик с отрывными лепестками, наобратной стороне которых записаны разные задания и игры; 2 конверта с буквамислов ДОБРО и ЗЛО; мешочек с ситуациями; зеркальца ; листы бумаги; маркеры;ручки.

Ход  занятия

1.Вводнаячасть

Организационныймомент

(Задача:настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)

Подмузыкальное сопровождение  (В. Шаинский«Дорога добра») ребята входят в зал и садятся на стульчики.                                                

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу,улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

 II.Орг.момент                                                                                                 

 Чтениебасни (По книге «Классическая басня».)

В.:«Мальчик,выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидевзеркало.

Спервамальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел онобидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик,разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Нашкривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки.Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича иколотя по стеклу.

Приходитмать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первыйстал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– Я.

– А теперьпосмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, тыне сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро изло возвращается к нам же».

 

В.: Как выпонимаете слова матери в этой басне?

Ответы детей

Д.: В жизникаждому нужно быть дружелюбным. Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, темлучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и словалюдей.

У.: И злообернётся к тебе тоже.

II.Сообщение нового материала.

1. Ознакомление с темой ицелями занятия

Воспитатель:  Тема нашего сегодняшнего занятия «ДОБРО и ЗЛО в противоречии». Мы с вами будем определять понятия «ДОБРА» и«ЗЛА», оценим свои поступки и поступки своих сверстников, закрепим навыкидоброжелательного отношения друг к другу, надеюсь, что каждый из вас сделаетправильные выводы.

2. Игра «Цветик-семицветик»

Дети по очереди срываютлепестки, на обратной стороне которых записаны разные задания, игры. И каждыйраз дети хором читают:

Лети, лети лепесток,
Через запад — на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.

Первый лепесток с заданием: Ответить на вопросы:
«Что такое ДОБРО?   Ребята, давайте, определим понятие «Доброта» (Ответыдетей).

Вывод воспитателя: Правильно, доброта – это чуткость, отзывчивость,душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
– Как ведет себя добрый человек?  (Ответы детей)

Второй лепесток с заданием: Ответить на вопросы: А что такое ЗЛО? (Ответыдетей).
Выводвоспитателя: Зло – это чувство недоброжелательности,враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.
– Как ведет себя злой человек? (Ответы детей).

В:Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе людиотносились.

Оченьхорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

В:Ответна это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разныхземлях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жилчеловек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставилсвоё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя изла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что ксчастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делайдругим того, что сам считаешь злом».

В:В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первыйчеловек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и,чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов«не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

В:Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций(Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершатьошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья быливерными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».

В:Чему учат эти правила?

Д.:Быть добрым. Творить добро в жизни.

В:Думать  о других. Что принесут людям твоипоступки: добро или зло.  Никогда не причиняйболь другим. Ставь себя на место другого человека

Просмотрпрезентации «Добро  и зло  - идут по жизни рядом»

Третий лепесток: «Добро изло»

Задание: даны слова добро изло, к ним нужно распределить слова и прикрепит магнитам:

 ДОБРО                                                ЗЛО

Любовь                                               безразличие

Сопереживание                               агрессивность

Справедливость                               ненависть

Бескорыстие                                      зависть

Милосердие                                       предательство

Сострадание                                      равнодушие

Сочувствие                                          хамство

Забота                                                  эгоизм

Готовность прийти напомощь              обман

Неуважение

В:Наши дети написали мини – сочинения как золотое правило используется в жизни.Несколько сочинений дети зачитают сами.

Четвертый лепесток: Игра-ситуация
– Волшебный цветик-семицветик хочет, чтобы вы проверили себя, оценили своипоступки,  я буду читать вам различныеситуации, а вы поразмышляйте и решите, как правильно поступить.

1.  Воспитатель объявила ребятам, что на группувыдали 6 билетов в цирк, и при этом сказала: «Вас в группе 12 человек. Я васвсех люблю и не могу решить, кто не получит билета. Сделайте это сами.Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделатьпо-другому».
2. В старшей группе есть новенький мальчик, которого не понимают и отвергают.Что бы вы посоветовали ребятам этой группы?
3. Мальчик в столовой выбрал себе самое большое яблоко и положил рядом со своейтарелкой. Что об этом мальчике можно сказать?

4.«Шёл по лесу человек. Споткнулся о торчащийкорень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалёку наполянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно,пойдёмте играть, посидит и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайтеспросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку:«Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».

5.«Ребяташли в парк. Погода была отличная. Тут ребята увидели, что посередине проезжейчасти стоит старушка и не может перейти дорогу. Дети остановились, и сталидумать, как поступить. А как  быпоступили вы?»

-А как быпоступили вы?  (ответы детей)      

– Правильными были вашиответы? Почему?
– Значит, добро подразумевает добрые, СПРАВЕДЛИВЫЕ (словарное слово) решения впользу других. Ради доброго поступка можно уступить, сделать человеку приятно.Важно, чтобы в основе ваших добрых побуждений и действий лежало сочувствие (словарное слово), желание помочь, поделиться, уступить. Только поняв другогочеловека,  можно решить, как ему помочь.

Пятый лепесток:Физкультминутка «Стрекоза»

Вот такая стрекоза, (Встать на носки, рукивверх через стороны.)

Как горошины, глаза. (Соединить указательныйи большой пальцы обеих рук в круг, приставить к глазам («очки»).)

А сама, как вертолет, (Повороты в стороны.)

Влево, вправо, назад, вперед. (Вращенияпредплечьями назад-вперед с полуповоротом налево-направо; наклоны в стороны.)

И на травушке — роса, (Присед.)

И на кустиках роса. (Наклон вперед,прогнувшись.)

Мы ладошки отряхнули, (Хлопки перед собой,руки поочередно вверх-вниз.)

Улетела стрекоза. (Мелкие частые движениякистями, руки в стороны.)

Попрыгунья испугалась, Только песенкаосталась. (Руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони сложить рупором ипеть:«Д-з-з-з, д-з-з-з, д-з-з-з, з-з».)

Шестой лепесток:творческое задание Шестойлепесток: «Добро и зло»

1) Представьте, что Доброта– это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества,которые включает в себя понятие «доброта».
2) Представьте, что Зло – это темная тучка. Нарисуйте её и напишите на еёкапельках те качества, которые включает в себя понятие «зло».

В.:У каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребёнка естьудивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда очём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью и превращаются в жизненныецели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идёмвверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право выбирать, какой будет вашалестница – большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Будемсчитать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни, идавайте назовём её «Лестницей жизни».

Поднимаясьпо лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем оступиться и даже упасть. Вжизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и дажепотери. Наш подъем зависит во многом от того как мы относимся к другим людям,которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать черезкого-то,  пропускать вперёд, идти рядом.Давайте подумаем о том, каким будет наше движение?

Какиечерты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

Послеэтого заполняются бланки с тестом.

Хочу избавиться

Хочу приобрести

 

 

 

Вывод:

Посеешьпоступок – пожнёшь привычку.

Посеешьпривычку – пожнёшь характер.

Посеешьхарактер – пожнёшь судьбу.

Седьмой лепесток: Игра«Торопись обрадовать!»

– Дарить радость – значиттворить добро. А как вы умеете дарить радость, мы сейчас увидим, поиграв вигру, которая называется « Торопись обрадовать!». Обрадовать надо своего товарища.Сумеете ли вы это сделать? Игра будет проходить так: вот эту красивуюзеркальце  мы будем передавать по кругу,пока я не скажу «Замри!». Тот, у кого в этот момент окажется зеркальце, долженрадовать своего соседа слева или справа.
Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нём ценишь, что тебе нравится вего характере или что-то ещё (что ты сам придумаешь).

V. Итог игры (подводятдети)

– Как вы считаете, ребята,следует ли спешить радовать друг друга? Почему?
– Что это даёт тому, кто радует?
– А тому, кого обрадовали?
– Значит, в умении нести радость друг другу рождается человеческая доброта.
– Подумайте, ребята, обо всём, что было сказано на нашем занятии. Жизньпредлагает нам разные ситуации, и очень важно думать, как надо поступить, каксуметь противостоять злу, несправедливости.

-Наше занятие подходит к концу и мне хотелось у вас узнать:

-Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).

- Что вызапомнили или узнали нового? (Ответы детей).

Человекрано или поздно задумывается,  по какомупути он идёт: по дороге «добра» и «света» или по дороге «зла» и «тьмы». Удоброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживатьсяи добро  и зло? Нет! Не может! Как  не может быть одновременно в одном  кувшине сладкая и горькая вода. «Каждыйкувшин изливает то, что содержит» - гласит пословица. Если сердце наполненодобром, то и изливается добро, и наоборот. В заключение нашего занятия хочупожелать, приучайте себя к добрым поступкам и у вас все будет хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.